Магазин монет интернет - магазин монет

Церковная утварь

Традиционное русское художественное литье уходит корнями в православные традиции. Это значит, что его родиной является Византия. Именно там появились первые литые церковные предметы, которые и сейчас используются в православном богослужении: особые люстры, лампады, церковные подсвечники, хоросы и паникадила. Однако многие исследователи пришли к выводу о том, что на церковную утварь оказало большое влияние язычество.

Лампада

Самым древним православным атрибутом считают лампаду. Иначе она называется "ломпадой". Книги по богослужению переводят это название, как большой переносной подсвечник. Во время литургии его несут перед дьяконом и священником. Сегодня под церковной лампадой подразумевают и меньший подсвечник. Его подносит архиерею примикирий, когда тот входит в храм. Если же принять во внимание более древнюю расшифровку слова "лампада", то под ним имеется в виду любой сосуд с елеем, который возжигают перед иконами во время молитв и богослужений. Смысл данного огня в христианстве - жар сердца, опаленного любовью к Богу. В древности, этот огонек освещал лица молящихся в темноте христиан, которые были подвержены гонениям. Чем крупнее проводилось богослужение, тем больше лампад горело. Поэтому и сегодня в православных храмах на праздники принято зажигать как можно больше свечей и лампад. Во время домашних молитв, лампаду ставили на столик перед иконами, или подвешивали к потолку. Именно ее подвешивание и послужило первым шагом к разработке других светильников более сложных конструкций: церковных люстр, паникадил и хоросов.

Появление хороса

Он является одним из наиболее значимых светильников церкви и имеет особый статус символа древа жизни. Древние хоросы имели вид колеса, горизонтально подвешенного на цепях к потолку храма. Их делали из дерева, либо металла. По окружности колеса размещали свечи или лампады. Так же, в его центре могли поместить полусферическую чашу для осветительного прибора. Хоросы меняли свою форму с годами, обрастая все более причудливыми деталями: литым орнаментом, символами. Однако, изначальная структура, подобная дереву, оставалась неизменной. Хорос по прежнему имел вертикальный стержень, с крепящимися к нему в горизонтальной плоскости светильниками. Часто, светильники размещаются в нескольких ярусах в концентрических кольцах друг под другом. Их украшают фигурки персонажей из библии: ангелов, апостолов и прочих. Но здесь же и прослеживаются языческие корни церковной утвари: на кольцах хоросов встречаются изображения драконов, сказочных папоротников и фантастических цветов. Современные хоросы - это совокупность новейших технологий и величайшего профессионализма мастеров филиграни.

Паникадила

Они являются следующей ступенью эволюции древней лампады. Громоздкие и помпезные паникадила послужили прообразом современных изящных люстр. Правда, отличаются паникадила от них лишь массивностью форм. Паникадило представляет собой люстру с концентрическими кольцевыми ярусами. От хоросов оно отличается тем, что имеет больше рядов, но даже тематика литых фигурок по ободам колец у них совпадает. Лампады же в современных паникадилах заменили электрические лампочки, имитирующие по форме свечи. Как и хорос, паникадило древоподобно, но в его центре имеется "яблоко" из позолоченной бронзы. Оно символизирует доброту Всевышнего, "златое яблоко".

Напольный подсвечник

Это нетипичное ответвление от подвесных осветительных приборов тоже является предметом православной церковной атрибутики. У подсвечника так же имеется смысл: он изображает несгораемый куст, что явился Моисею. В древности они были более простой формы. Далее, к основной конструкции подсвечника авторы начали прибавлять замысловатые детали на свой вкус.